Воскресенье, 19.05.2024, 22:09
Кафедра живописи и рисунка ГБОУ Гимназии №190
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Категории раздела
Статьи [4]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
 Каталог статей
Главная » Статьи » Статьи

Взгляд современного педагога на развитие креативности учащихся

 

На пороге XXI  века остро встает проблема поиска путей повышения социально-экономиче­ского потенциала общества. Важную роль в ее решении играет система образования. В законе РФ «Об образовании» указывается на необходимость развития творческих возможностей одаренных детей, которые в дальнейшем станут носителями ведущих идей общественного процесса. Активный поиск и развитие одаренных детей должен стать одним из основных направлений программы деятельности  всей системы образования

         «Одаренность» происходит от слова «дар» и означает прежде всего особо благоприятные внут­ренние предпосылки развития личности. Одаренность - причина динамики развития природных задатков в раз­личных возрастных зонах.

      По мнению профессора Н.И. Ильичевой (лаборатория «Творческой одарен­ности» НИИ ПУО БГПУ): «Все дети, рожденные без патологии головного мозга, одарены от природы; задача педагога состоит в том, чтобы как можно раньше увидеть этот дар и развить его; на развитие одаренности влияет много факторов, основные из них: биогенетический, социально-экономический, педагогический и их диалектическое единство. Причем, доминирующим фактором считается педагогический при прочих равных условиях»

Наш лицей на протяжении пятидесяти лет работает над проблемой выявления и развития художественной одаренности учащихся.  Несколькими аспектами этой работы мы бы хотели поделиться с коллегами.
Выявление и прогнозирование  художественной одарённости  представляет сложную проблему, которую «в один приём» не решить. Прежде чем приступить к выявлению художественной одаренности, необходимо уточнить, что собственно мы собираемся выявлять у ребёнка: общую или специальную, возрастную или  потенциальную художественную одарённость. Возрастную одаренность нет смысла выявлять — она существует априори. Наличие потенциальной (индивидуальной) художественной одарённости — общей или специальной — или её отсутствие требует подтверждения конкретными показателями, которые необходимо получить в результате тех или иных диагностических процедур.

Следующий вопрос, на который мы должны дать ответ: возможно ли научно обоснованными методами выявить потенциальную  художественную одарённость или наука сегодня ими ещё не располагает и окончательное заключение о наличии художественной одарённости у ребёнка или подростка принадлежит педагогам - практикам, руководствующимся личным опытом ?

Надо признать, что выявление одарённости — дело чрезвычайно трудное, а выявление потенциальной художественной одарённости, да ещё к тому же детской, — трудное вдвойне. Современная психология, объективно оценивая свои возможности и природу данного феномена, занимает разумную позицию: отказывается выносить ему окончательный вердикт, даже располагая, казалось бы, неоспоримыми данными о наличии одарённости у ребёнка, осторожно ограничиваясь характеристикой — «ребёнок с признаками одарённости».  Художественную одаренность очень трудно «ухватить» как постоянную величину для того, чтобы «измерить» стандартными психологическими тестами. Она к тому же ещё и многолика, отличается удивительным многообразием форм выражения, как в количественном, так и в  и качественном проявлении.

 Художественная одарённость берёт своё начало в духовно-нравственной сфере личности, определяется, главным образом, величиной её духовного «слоя», который невозможно измерить никакими тестами;
Это «синтетическое образование» (В.Д. Шадриков), отличающееся особенностью интеграции способностей и качеств личности, их взаимопроникновения друг в друга, порождающего новый сплав, новое качество, которого нет в каждом отдельном компоненте;
 Педагог — не в состоянии одномоментно охватить одаренность как целостное образование, и вынужден ограничиваться какой-то одной её гранью — способностью или качеством, — что уже исключает возможность её выявления, поскольку, какой бы по величине или качеству эта отдельная способность не была, она не является показателем художественной одарённости.
 Успешность в сфере художественного творчества является двигателем творчества в любой сфере деятельности   личности,

В связи с такими особенностями творчески одаренный ребенок часто вынужден противостоять значительной социальной группе, не приемлющей отклонений. Далеко не все из них поняты и приняты в школе, более того, многих школа считает трудными, примерно 15%.

По статистике около 30% детей, которых выгнали из общеобразовательной школы, являются одарёнными. Осуждать школу, учителей неправильно и бессмысленно. Причин такого «взаимонепонимания» несколько. Действительно, это необычные дети, предъявляющие необычные требования к миру, другим людям, часто завышенные.

Если говорить о художественно - эстетическом лицее, то наряду с общими целями образовательного процесса, которые стоят перед каждым общеобразовательным учреждением, одной из важнейших целей образовательного процесса здесь является формирование творческой, гармоничной личности. В связи с тем, что для лицея характерен высокий уровень нагрузки за счет добавления живописи и рисунка, как профилирующих предметов, количество стрессоров возрастает. Для того чтобы подросток эффективно справлялся с постоянно возникающими стрессовыми ситуациями, важно сформировать сильную и эффективную систему реагирования (т.е. копинг-стратегий).

С целью выявления степени одаренности и сформированности системы психологических защит, позволяющих одаренному ребенку эффективно справляться со стрессами и максимально развивать свой творческий

С целью выявления степени одаренности и сформированности системы психологических защит, позволяющих одаренному ребенку эффективно справляться со стрессами и максимально развивать свой творческий потенциал, в начале учебного года в  лицее среди учащихся 8-х и 9-х классов проводилась психологическая диагностика.  Она была направлена на выявление особенностей творческого мышления детей - художников (по тесту Торренса адаптированный вариант, выполненный  Е. Туник.) и их  системы психологических защит (копинг - стратегий по методике Д. Амирхана.)

 В тестировании участвовали 123 человека. Среди них 36% получили высокий показатель развития творческого мышления, 53% - средний показатель развития творческого мышления, и 11% участников получили низкий показатель развития творческого мышления.

В ходе тестирования были отмечены следующие особенности выполнения задания детьми- художниками:

-      большое внимание уделяется проработанности и «техничности» рисунка, за счет чего снижается темп и беглость выполнения задания.

-      в рисунках некоторых участников ярко прослеживаются такие эмоциональные тенденции, как тревожность и агрессивность (которые затем подтверждаются результатами других методик).

-      В процессе выполнения задания у некоторых участников отмечалась тревожность, связанная с неуверенностью в том, что они успешно справятся с ним (с их слов).

 

В оценке разнообразия стратегий проблемноразрешающего поведения использовалась общая градация, разделяющая все стратегии на два основных стиля реагирования.

1. Проблемно ориентированный стиль, направленный на рациональный анализ проблемы, связан с созданием и выполнением плана разрешения трудной ситуации и проявляется в таких формах поведения, как самостоятельный анализ случившегося, обращений за помощью к другим, поиск дополнительной информации. Такой стиль характерен в целом для 73% обследованных детей.

2. субъективно ориентированный стиль является следствием эмоционального реагирования на ситуацию, не сопровождающегося конкретным действиями, и проявляется в виде попыток не думать о проблеме вообще, вовлечения других в свои переживания, желания забыться во сне, компенсировать отрицательные эмоции едой. Эти формы поведения характеризуются наивной, инфантильной оценкой происходящего. По полученным данным, данный стиль характерен для 27% одаренных детей.

По результатам диагностики были выявлены группы детей:

а) с трудностями в сфере творческих способностей. В эту группу вошли дети с низким уровнем реализованности творческих способностей. Работа

психолога с ними направлена на раскрытие творческого потенциала и снятие психологических барьеров, препятствующих его реализации.

б) с трудностями в эмоционально - поведенческой сфере. В группу вошли дети  с агрессивными или тревожными тенденциями в рисунках, с низкой мотивацией к самораскрытию с яркими тенденциями к избеганию возникающих трудностей. С ними работа проводится на снижение тревожности и агрессивности, развитие рефлексии и саморегуляции, формирование системы эффективных психологических защит.

 

 

 

 

 

Категория: Статьи | Добавил: Марс1 (27.09.2012)
Просмотров: 815 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz