На пороге XXI века остро встает
проблема поиска путей повышения социально-экономического потенциала общества.
Важную роль в ее решении играет система образования. В законе РФ «Об
образовании» указывается на необходимость развития творческих возможностей
одаренных детей, которые в дальнейшем станут носителями ведущих идей
общественного процесса. Активный поиск и развитие одаренных детей должен стать
одним из основных направлений программы деятельности всей системы
образования
«Одаренность» происходит от
слова «дар» и означает прежде всего особо благоприятные внутренние предпосылки
развития личности. Одаренность - причина динамики развития природных задатков в
различных возрастных зонах.
По мнению профессора Н.И. Ильичевой (лаборатория
«Творческой одаренности» НИИ ПУО БГПУ): «Все дети, рожденные без патологии
головного мозга, одарены от природы; задача педагога состоит в том, чтобы как
можно раньше увидеть этот дар и развить его; на развитие одаренности влияет
много факторов, основные из них: биогенетический, социально-экономический,
педагогический и их диалектическое единство. Причем, доминирующим фактором
считается педагогический при прочих равных условиях»
Наш лицей на протяжении пятидесяти лет
работает над проблемой выявления и развития художественной одаренности
учащихся. Несколькими аспектами этой
работы мы бы хотели поделиться с коллегами.
Выявление и прогнозирование художественной одарённости представляет сложную проблему, которую «в
один приём» не решить. Прежде чем приступить к выявлению художественной
одаренности, необходимо уточнить, что собственно мы собираемся выявлять у
ребёнка: общую или специальную, возрастную или потенциальную художественную одарённость.
Возрастную одаренность нет смысла выявлять — она существует априори. Наличие
потенциальной (индивидуальной) художественной одарённости — общей или специальной — или её
отсутствие требует подтверждения конкретными показателями, которые необходимо
получить в результате тех или иных диагностических процедур.
Следующий вопрос, на который мы должны дать ответ: возможно ли
научно обоснованными методами выявить потенциальную художественную одарённость или наука сегодня
ими ещё не располагает и окончательное заключение о наличии художественной
одарённости у ребёнка или подростка принадлежит педагогам - практикам,
руководствующимся личным опытом ?
Надо признать, что выявление одарённости — дело чрезвычайно
трудное, а выявление потенциальной художественной одарённости, да ещё к тому же
детской, — трудное вдвойне. Современная психология, объективно оценивая свои
возможности и природу данного феномена, занимает разумную позицию: отказывается
выносить ему окончательный вердикт, даже располагая, казалось бы, неоспоримыми
данными о наличии одарённости у ребёнка, осторожно ограничиваясь
характеристикой — «ребёнок с признаками одарённости». Художественную одаренность очень трудно
«ухватить» как постоянную величину для того, чтобы «измерить» стандартными
психологическими тестами. Она к тому же ещё и многолика, отличается
удивительным многообразием форм выражения, как в количественном, так и в и качественном проявлении.
Художественная одарённость
берёт своё начало в духовно-нравственной сфере личности, определяется, главным
образом, величиной её духовного «слоя», который невозможно измерить никакими
тестами;
Это «синтетическое образование» (В.Д. Шадриков), отличающееся особенностью
интеграции способностей и качеств личности, их взаимопроникновения друг в
друга, порождающего новый сплав, новое качество, которого нет в каждом
отдельном компоненте;
Педагог — не в состоянии одномоментно
охватить одаренность как целостное образование, и вынужден ограничиваться
какой-то одной её гранью — способностью или качеством, — что уже исключает
возможность её выявления, поскольку, какой бы по величине или качеству эта
отдельная способность не была, она не является показателем художественной
одарённости.
Успешность в сфере художественного
творчества является двигателем творчества в любой сфере деятельности личности,
В связи с такими особенностями творчески
одаренный ребенок часто вынужден противостоять значительной социальной группе,
не приемлющей отклонений. Далеко не все из них поняты и приняты в школе, более
того, многих школа считает трудными, примерно 15%.
По статистике около 30% детей, которых
выгнали из общеобразовательной школы, являются одарёнными. Осуждать школу,
учителей неправильно и бессмысленно. Причин такого «взаимонепонимания»
несколько. Действительно, это необычные дети, предъявляющие необычные требования
к миру, другим людям, часто завышенные.
Если говорить о художественно -
эстетическом лицее, то наряду с общими целями образовательного процесса,
которые стоят перед каждым общеобразовательным учреждением, одной из важнейших
целей образовательного процесса здесь является формирование творческой, гармоничной личности. В
связи с тем, что для лицея характерен высокий уровень нагрузки за счет
добавления живописи и рисунка, как профилирующих предметов, количество
стрессоров возрастает. Для того чтобы подросток эффективно справлялся с
постоянно возникающими стрессовыми ситуациями, важно сформировать сильную и
эффективную систему реагирования (т.е. копинг-стратегий).
С
целью выявления степени одаренности и сформированности системы психологических
защит, позволяющих одаренному ребенку эффективно справляться со стрессами и
максимально развивать свой творческий
С целью выявления степени одаренности и
сформированности системы психологических защит, позволяющих одаренному ребенку
эффективно справляться со стрессами и максимально развивать свой творческий
потенциал, в начале учебного года в
лицее среди учащихся 8-х и 9-х классов проводилась психологическая
диагностика. Она была направлена на
выявление особенностей творческого мышления детей - художников (по тесту
Торренса адаптированный вариант, выполненный
Е. Туник.) и их системы
психологических защит (копинг - стратегий по методике Д. Амирхана.)
В тестировании участвовали 123 человека. Среди
них 36% получили высокий показатель развития творческого мышления, 53% -
средний показатель развития творческого мышления, и 11% участников получили
низкий показатель развития творческого мышления.
В ходе тестирования были отмечены
следующие особенности выполнения задания детьми- художниками:
- большое внимание уделяется проработанности
и «техничности» рисунка, за счет чего снижается темп и беглость выполнения
задания.
- в рисунках некоторых участников ярко
прослеживаются такие эмоциональные тенденции, как тревожность и агрессивность
(которые затем подтверждаются результатами других методик).
- В процессе выполнения задания у
некоторых участников отмечалась тревожность, связанная с неуверенностью в том,
что они успешно справятся с ним (с их слов).
В
оценке разнообразия стратегий проблемноразрешающего поведения использовалась общая
градация, разделяющая все стратегии на два основных стиля реагирования.
1.
Проблемно ориентированный стиль, направленный на рациональный анализ проблемы,
связан с созданием и выполнением плана разрешения трудной ситуации и
проявляется в таких формах поведения, как самостоятельный анализ случившегося,
обращений за помощью к другим, поиск дополнительной информации. Такой стиль
характерен в целом для 73% обследованных детей.
2.
субъективно ориентированный стиль является следствием эмоционального реагирования
на ситуацию, не сопровождающегося конкретным действиями, и проявляется в виде
попыток не думать о проблеме вообще, вовлечения других в свои переживания,
желания забыться во сне, компенсировать отрицательные эмоции едой. Эти формы
поведения характеризуются наивной, инфантильной оценкой происходящего. По
полученным данным, данный стиль характерен для 27% одаренных детей.
По
результатам диагностики были выявлены группы детей:
а) с трудностями в сфере творческих
способностей. В эту группу вошли дети с низким уровнем реализованности
творческих способностей. Работа
психолога с ними направлена на
раскрытие творческого потенциала и снятие психологических барьеров,
препятствующих его реализации.
б) с трудностями в эмоционально -
поведенческой сфере. В группу вошли дети
с агрессивными или тревожными тенденциями в рисунках, с низкой
мотивацией к самораскрытию с яркими тенденциями к избеганию возникающих
трудностей. С ними работа проводится на снижение тревожности и агрессивности,
развитие рефлексии и саморегуляции, формирование системы эффективных
психологических защит.
|