Воскресенье, 19.05.2024, 22:09
Кафедра живописи и рисунка ГБОУ Гимназии №190
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Категории раздела
Статьи [4]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
 Каталог статей
Главная » Статьи » Статьи

Практические аспекты обучения художественно одаренных детей

Сегодня массовое образование является одним из наиболее важных институтов современного общества. Это образование по самой своей природе обязано заботиться, в первую очередь, о большинстве учеников. Однако ориентированная на средний уровень школа оказывается не очень хорошо приспособленной для тех, кто сильно отличается от этого среднего уровня как в сторону меньших, так и больших способностей.  Между тем, именно высоко одаренные люди способны внести наибольший вклад в развитие общества, и транжирить таланты является непозволительной ошибкой для развития любого государства. 

 В законе РФ «Об образовании» указывается на необходимость развития творческих возможностей одаренных детей, которые в дальнейшем станут носителями ведущих идей общественного процесса. Активный поиск и развитие одаренных детей должен стать одним из основных направлений программы деятельности системы образования.

Наш лицей на протяжении пятидесяти лет работает над проблемой выявления и развития художественной одаренности учащихся.  Несколькими аспектами этой работы мы бы хотели поделиться.

В основу деятельности лицея положено три аспекта :

-мониторинг художественной одаренности,

-обучение художественно – одаренных детей

-социализация их в современном мире

Нужно сказать что

то эти три аспекта реализуются как последовательно, так и параллельно, создавая общую картину образовательного процесса.

Программа мониторинга направлена на совершенствования работы педагогического коллектива с учетом результатов диагностики, своевременного выявления и предупреждения причин негативной динамики.
Выявление и прогнозирование
  художественной одарённости  представляет сложную проблему, которую «в один приём» не решить. Прежде чем приступить к выявлению художественной одаренности, необходимо уточнить, что собственно мы собираемся выявлять у ребёнка: общую или специальную, возрастную или  потенциальную художественную одарённость. Возрастную одаренность нет смысла выявлять — она существует априори. Наличие потенциальной (индивидуальной) художественной одарённости — общей или специальной — или её отсутствие требует подтверждения конкретными показателями, которые необходимо получить в результате тех или иных диагностических процедур.

 Художественную одаренность очень трудно «ухватить» как постоянную величину для того, чтобы «измерить» стандартными психологическими тестами. Она к тому же ещё и многолика, отличается удивительным многообразием форм выражения, как в количественном, так и в  и качественном проявлении.

 Художественная одарённость берёт своё начало в духовно-нравственной сфере личности, определяется, главным образом, величиной её духовного «слоя», который невозможно измерить никакими тестами;
Это «синтетическое образование» (В.Д. Шадриков), отличающееся особенностью интеграции способностей и качеств личности, их взаимопроникновения друг в друга, порождающего новый сплав, новое качество, которого нет в каждом отдельном компоненте;
 Педагог — не в состоянии одномоментно охватить одаренность как целостное образование, и вынужден ограничиваться какой-то одной её гранью — способностью или качеством, — что уже исключает возможность её выявления, поскольку, какой бы по величине или качеству эта отдельная способность не была, она не является показателем художественной одарённости.

В связи с такими особенностями творчески одаренный ребенок часто вынужден противостоять значительной социальной группе, не приемлющей отклонений. Далеко не все из них поняты и приняты в школе, более того, многих школа считает трудными, примерно 15%.

По статистике около 30% детей, которых выгнали из общеобразовательной школы, являются одарёнными. Осуждать школу, учителей неправильно и бессмысленно. Причин такого «взаимонепонимания» несколько. Действительно, это необычные дети, предъявляющие необычные требования к миру, другим людям, часто завышенные и это необходимо учитывать.

Реализация программы мониторинга обеспечивает адекватность педагогических действий и управленческих решений , то есть  ответ на самые главные вопросы «Чему учить?» и «Как учить?» 

Если говорить о художественно - эстетическом лицее, то наряду с общими целями образовательного процесса, которые стоят перед каждым общеобразовательным учреждением, одной из важнейших целей образовательного процесса здесь является формирование творческой, гармоничной личности. В связи с тем, что для лицея характерен высокий уровень нагрузки за счет добавления живописи, рисунка, композиции, истории изобразительного искусства как профилирующих предметов, количество стрессоров возрастает. Используемая лицеем модель управления качеством образования предполагает, что познание и творчество в образовательном процессе неразделимы, взаимосвязаны и взаимообусловлены. И не только в том смысле, что творчество без познания невозможно. Элементы творческой деятельности пронизывают и чувственные представления художника во время восприятия, и систему понятийных образов на уровне мышления, и процесс практического осуществления замысла в изобразительном материале.

 Поэтому все попытки разделить, учебу и творчество весьма условны. Выделить в процессе обучения  два параллельных, не зависящих друг от друга механизма, один из которых обслуживает изучение, а другой — творчество просто  невозможно. Поэтому  в  процессе  обучения   мы  разработали  систему заданий  и форм работы, основанных на следующих  приемах обучения: использование при обучении  большого количество  наглядного материала, использование разных схем и символов, рисование карт и диаграмм, внедрение искусства в друг в  предметы разных циклов обучения, использование  интеллект-карт для лучшего запоминания материала и установления множественных причинно-следственных связей, зрительное представление  изучаемого  предмета, просмотр видео фильмов, мультимедиа презентаций , использование периферийной стимуляции – например плакаты, кратко обобщающие тематическую информацию, использование пантомимы, компьютерной графики.

 

Процесс социализации нашего выпускника должен завершиться не выбором профессии, а выбором своего творческого пути, который предполагает как продолжение обучения по выбранной художественной специальности, так и активное взаимодействие с другими людьми, способными оказать поддержку  в решении возникающих проблем. За последние годы в стране произошли изменения в экономики, повлекшие за собой ухудшения в сфере культуры и искусства. Ситуация на рынке труда требует повышения уровня профессиональной компетентности наших выпускников. Как показывает практика, сегодня больше шансов трудоустроиться имеют специалисты с высшим художественным и дизайнерским  образованием. Так из 125 выпускников нашего  лицея, получивших высшее образование в 2010 году трудоустроены  89.  Анализ дальнейших планов выпускников за последние три года показывает, что продолжить образование в  высших художественных заведения планирую 99,9% . Однако самые востребованные профессии в сфере дизайна , по прогнозам, будут связаны с освоением новых компьютерных технологий. После введения ЕГЭ и поступления в вузы по его результатам в творческих вузах не отменен творческий экзамен, что накладывает дополнительную ответственность на лицей в области подготовки по профильным предметам (живописи, рисунку, композиции)

На основе вышеизложенного,  можно определить ,что мы бы не  хотели , чтобы наш опыт работы был признан единственно возможным. Мы развиваемся, дополняем, учимся и продолжаем это на протяжении пятидесяти лет.  

 

                                           Н.Б.Шахова – педагог гимназии №190

Категория: Статьи | Добавил: Марс1 (27.09.2012)
Просмотров: 1064 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz