Шахова
Н.Б. - учитель живописи ГБОУ гимназия
№190
Многокритериальная оценка на уроках
истории изобразительного искусства
Наша гимназия уже на
протяжении пятидесяти лет ведет
профильную подготовку будущих дизайнеров, архитекторов, искусствоведов. Опыт
показал, что становление будущего профессионала в любой области искусства
невозможно без изучения опыта, накопленного мировой и отечественной культурой.
Действительно современный мир
переменчив, неустойчив и часто агрессивен. В этом мире каждый отдельный человек
по-разному определяет для себя смысл и значение искусства: от безграничной веры
в святую преобразующую силу искусства до понимания его только утилитарной
функции.
Научить видеть, научить понимать, научить чувствовать
– вот триединая задача учителя.
По нашему мнению зрительский талант сродни
таланту художественному. К сожалению, многие смотрят, но не видят.
Общение с художественным
произведением, которое является продуктом художественного творчества в
чувственно – материальной форме, воплощением замысла художника дает человеку толчок к
духовному развитию.
Создать в стенах школы творческий импульс для
духовного развития на протяжении всей жизни, самореализоваться в выбранном виде
профессиональной деятельности – вот цель к которой должно стремиться. Понимая,
что не каждый, даже, закончив специализированную школу, может стать художником,
архитектором, дизайнером, но каждый
может стать творческой личностью в любом виде человеческой деятельности,
и тому примеров множество: из стен нашего лицея вышли математики, врачи,
политики и т. д., мы бы хотели предложить собственное видение урока.
Мы рассматриваем урок как произведение, которое
подчиняется законам искусства. Создание образа урока опирается на
закономерности создания художественного образа. Взаимоотношения содержания и
формы урока выражаются в его драматургии ( прологе, кульминации, эпилоге).
Ю.А. Конаржевский говорил:
«Урок – это произведение учителя, результат его педагогической деятельности». И
хотя педагогическая деятельность каждого учителя не ограничивается рамками
урока, четверти, полугодия, она должна оставить свой отпечаток в душе каждого ученика. О, это волшебное слово –
оценка.
Не секрет, что оценка
деятельности учащихся на уроках ИЗО, МХК, музыки и т.д. , носит в достаточно
субъективный характер. Однако критерии, которыми руководствуются учитель при
оценивании, должны быть поняты и приняты учениками. Понимание ценности своей работы возможно выработать у учащегося при
систематической организации учителем открытых индивидуальных и коллективных
оценок работ учащихся. В этом случае дети
достаточно быстро овладевают техникой оценочного анализа. Разговор о конкретной
работе выводит на разговор о смысле искусства. На диалог между учителем и
учениками, а иногда и на диспут, спор, где важно мнение каждого. Только в этом
случае, когда оценка многокритериальная, объективная и максимально полная можно
достичь успеха. В любом случае следует помнить о значимости оценки для ребенка
и правильно выбирать форму предъявления оценки, учитывая особенности каждого.
Для этого мы предлагаем
следующий алгоритм проведения урока:
-из учащихся класса выбирается группа судей, которые
оценивают творческие работы учащихся по заданной теме. Работы могут быть
представлены в различных формах.
-автор, выслушивая оценку «судей», может добавлять или
разъяснять свои суждения.
-учитель должен профессионально и максимально объективно
выявить положительные и отрицательные стороны работы и впоследствии по заранее
определенным критериям, оценить работу «судей» и автора.
Таким образом оцениваются
качественные параметры творческой
работы, а также коммуникативные компетенции( умение выслушать
выступающего, корректно и аргументировано отстаивать свою точку зрения,
задавать наводящие вопросы и т. д.)
Очень важно правильно
отобрать критерии. Их не должно быть много ,но они должны быть понятны.
№ п.п.
|
1.
Критерий
|
Оценка в
баллах
|
примечание
|
1.
|
Степень новизны идеи,
воплощенной в работе.
Соответствие заданной теме.
|
|
|
2.
|
Знание учебного материала,
использованного в данной работе.
|
|
|
3.
|
Форма представления творческой работы
|
|
|
4.
|
Исполнение работы.
|
|
|
5.
|
Умение выявить
положительные и отрицательные стороны работы
|
|
|
6.
|
Умение точно и полно выражать свои мысли,
аргументировать свою позицию.
|
|
|
|