Н.Б. Шахова
Государственное
общеобразовательное учреждение гимназия № 190 Центрального
района Санкт – Петербурга
Интегрированный курс истории изобразительного искусства и дизайна в
пропедевтической подготовки будущих дизайнеров
Времени
в учебном процессе всегда не хватает. Не хватает его и учителям, и ученикам. С
этой точки зрения каждый год и миг интересно изучать с точки зрения
«концентрации» этого времени. Информацию, которую должен воспринять ученик для
продолжения образования велика и объемна.
Как
сделать так , чтобы пропедевтическая подготовка будущих студентов начиналась
уже в стенах школы.
Современный
процесс образования нацелен на подготовку учащихся к жизни в многообразии
быстро меняющегося мира, к выбору профессии,
решению насущных задач творческим путем.
Эстетическое
образование в школе – это взаимная деятельность учителя и ученика, нацеленная
на взаимное чувствование значимого, ценного, волнующего, красивого, совместное
изучение и создание художественных образов, отражающие эти чувства.
Целью
данного выступления является определение того места, которое может занять
интегрированный курс «История изобразительного искусства и дизайна» в
подготовке будущих дизайнеров.
Опыт
нашего лицея №190, который уже более 50 лет сотрудничает с ведущими
дизайнерскими вузами Санкт- Петербурга показывает, что формирование творчески
активной личности невозможен без эстетического образования, ядром которого
является интеграция предметов художественно –эстетического цикла.
Данный
курс направлен на развитие ключевых компетенций :
в интеллектуальной сфере - система знаний о природе
эстетических явлений, связи искусства, дизайна и жизни, способность
анализировать произведения искусства и дизайна, проявлять качества мышления в
ситуации подбора, синтеза и переработки эстетической информации,
в мотивационной сфере – потребность в формировании
собственной творческой позиции, установка на приобщение к мировому
художественному наследию, стремление изучать современный передовой опыт в области изобразительного искусства и
дизайна,
в предметно- практической сфере - способность получать, осваивать,
воспроизводить, преобразовывать знания в области истории изобразительного
искусства и дизайна, умение выбрать наиболее эффективные методы, виды и формы
работы над анализом произведений искусства и дизайна.
в эмоциональной сфере – способность проявлять собственные
эстетические чувства, способность к эмпатии, сочувствию, радости, открытости,
Особенность
данного курса является создание целостного восприятия исторических эпох по
средствам отбора материала, применения новых технологий, среди которых
приоритетное место уделяется технологиям
« дебаты» и « развитие критического мышления».
Новые технологии помогают ярче вовлекать учащихся в процесс познания будущей
профессии через искусство. Изучение учащимися основных видов изобразительной деятельности человека –
живописи, графики, скульптуры, декоративного искусства и основ дизайна
выдвигает в качестве необходимого условия изучение учащимися разнообразия
языков пластических искусств, богатство их художественных материалов и
технических приемов.
Разработка
данного курса осуществляется в концепции художественно – эстетического
образования. Воспитание в духе
творчества – одна из главнейших задач,
как среднего, так и высшего специального образования. Развитие художественной
фантазии и остроты восприятия окружающего мира, потребности в избрании этого
вида деятельности как своей будущей профессии – вот цель совместной
деятельности педагога и учащегося.
В
заключении хотелось бы отметить, что курс позволяет продолжить освоение
материала на более высокой, вузовской, ступени обучения, при этом, не теряя
времени на знакомство с основными понятиями. Такой принцип построения программы
позволяет создавать благоприятные условия для развития творческой личности и более продуктивно, не теряя времени, осваивать необходимые
будущему студенту знания.
|